Неточные совпадения
— Теперь дело ставится так: истинная и вечная мудрость дана проклятыми вопросами Ивана Карамазова. Иванов-Разумник утверждает, что решение этих вопросов не может быть сведено к нормам логическим или этическим и, значит, к счастью, невозможно. Заметь: к счастью! «
Проблемы идеализма» — читал? Там Булгаков спрашивает: чем отличается человечество от человека? И отвечает: если жизнь
личности — бессмысленна, то так же бессмысленны и судьбы человечества, — здорово?
И лишь углубление мировоззрения может привести человеческую
личность, так трагически поставленную перед мировыми
проблемами, к сознанию своего мирового исторического, а не «частного» только призвания.
В центре для меня стояла
проблема освобождения индивидуальности, примата
личности над обществом.
В центре моей мысли всегда стояли
проблемы свободы,
личности, творчества,
проблемы зла и теодицеи, то есть, в сущности, одна
проблема —
проблема человека, его назначения, оправдания его творчества.
У нас совсем не было индивидуализма, характерного для европейской истории и европейского гуманизма, хотя для нас же характерна острая постановка
проблемы столкновения
личности с мировой гармонией (Белинский, Достоевский).
Между мной и Розановым и Мережковским была бездна, потому что для меня основной
проблемой была
проблема свободы и
личности, то есть
проблема духа, а не «плоти», которая находится во власти необходимости.
Проблема конфликта
личности и общества мне представлялась основной.
Он не переживал с остротой
проблему свободы,
личности и конфликта, но с большой силой переживал
проблему единства, целостности, гармонии.
Это была борьба за
личность, и это очень русская
проблема, которая с такой остротой была выражена в письме Белинского к Боткину, о чем речь будет в следующей главе.
Проблема столкновения
личности и мировой гармонии. Отношение к действительности. Значение Гегеля в истории русской мысли. Бунт Белинского. Предвосхищение Достоевского.
Проблема теодицеи. Подпольный человек. Гоголь и Белинский. Индивидуалистический социализм Белинского. Религиозная драма Гоголя. Письмо Белинского Гоголю. Мессианство русской поэзии: Тютчев, Лермонтов.
Но Достоевский связывал его с основными русскими
проблемами, прежде всего с
проблемой конфликта
личности и мировой гармонии.
Основной философской
проблемой для меня является
проблема объективации, которая основана на отчуждении, потере свободы и
личности, подчинении общему и необходимому.
Он борется прежде всего за
личность, за индивидуум, он ставит личную нравственную
проблему.
До последнего обострения
проблема Востока и Запада пойдет лишь тогда, когда слишком реально станет перед всем христианским миром, призванным хранить христианское откровение о
личности, опасность восточно-монгольской стихии безличности, допущенной уже внутрь американско-европейской цивилизации.
Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение
личности и сознание неизбежности нового общества, мучительное обострение
проблемы пола — все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению.
Лишь церковная философия в силах решить проклятые вопросы, лишь ей доступны
проблемы свободы и зла,
личности и мирового смысла, реализма и брачной тайны познания.
Сознательный переход от отвлеченной философии самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа, не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность положительного решения
проблем реальности, свободы,
личности.
Весь опыт новой философии громко свидетельствует о том, что
проблемы реальности, свободы и
личности могут быть истинно поставлены и истинно решены лишь для посвященных в тайны христианства, лишь в акте веры, в котором дается не призрачная, а подлинная реальность и конкретный гнозис.
Бессилие решить
проблемы реальности, свободы,
личности или ложное решение этих
проблем — верный показатель плохих качеств философии, ее внутренней импотенции, ложности избранного ею пути.
Рационалистическая философия бессильна решить
проблему зла, так связанную с
проблемой свободы и
личности.
Обыкновенные учения о бессмертии души, защищаемые спиритуалистической метафизикой, совсем не понимают трагедии смерти, не видят самой
проблемы смерти Бессмертие может быть лишь целостным, лишь бессмертием целостной
личности, в которой дух овладевает душевным и телесным составом человека.
Меня будет интересовать эта
проблема в перспективе верховной ценности
личности и свободы и их подавления рабством пола.
В этом сложность
проблемы любви в её отношении к
личности.
Проблема, перед которой мы поставлены, — это есть
проблема об отношении
личности, неповторимой, единичной
личности, экзистенциального центра, обладающего чувствилищем к страданию и радости,
личности, связанной единой судьбой, и мировым порядком, мировой гармонией.
Для интересующей нас
проблемы это значит, что универсальное находится в индивидуальном, т. е. в
личности, не как производное от количественного опыта, а как изначальное качество.
Тут мы стоим перед всё той же
проблемой: где экзистенциальный центр, где орган совести, в
личности или в нации?
Основная этическая
проблема государства есть
проблема отношения государства и
личности.
И этическая
проблема соотношений
личности и общества очень сложна.
И если они и трактуют о
проблеме бессмертия, то без углубления
проблемы самой смерти и преимущественно в связи с нравственной ответственностью человека, с наградами и наказаниями и в лучшем случае с потребностью завершения бесконечных стремлений человеческой
личности.
На почве идеологии буржуазно-капиталистической и социалистически-капиталистической не может быть даже поставлена внутренняя
проблема труда, ибо для них не существует
личности как верховной ценности; ценность
личности, ее внутренней жизни и судьбы, заслонена и задавлена ценностями хозяйственно-экономических благ, ценностями хозяйственной мощи общества или справедливым распределением в нем хозяйственных благ.
В германской идеалистической метафизике совсем не была поставлена
проблема человека и
личности, которые были подавлены универсальным безличным духом.
Очень сложна
проблема: мыслился ли Дух изначально как
личность, произошло ли гипостазирование Духа?
Вся острота
проблемы в том, что нужно и общество и
личность принять онтологически-космически.
И вся острота
проблемы общественности совсем не в том, нужно ли идти от общества или от
личности и за чем нужно признать первенство.